Поведение собак

               

           

ПОВЕДЕНИЕ СОБАК

                           
                     
 

 Учим собаку не бояться Нового года

    


                                          
  

Гладить и утешать воспрещается!

                            
               

                   
             
 

Страх перед неожиданными громкими звуками, пожалуй, одна из распространенных проблем у собак. Чаще всего питомцы боятся фейерверков и звуков взрывающихся петард. Причем реагировать на это домашние любимцы могут по-разному. Услышав громкий звук, некоторые собаки пытаются убежать (нередко они срываются с поводка и теряются), особо пугливые псы забиваются в угол и дрожат, а другие пытаются лаять или скулить. Бывает, что в такие моменты у питомца появляется обильное слюнотечение, а иной раз песик может сделать лужу или даже что-нибудь пострашнее.

           

Причины такого поведения могут быть самыми различными. Не секрет, что все навыки лучше всего прививать с детства, поэтому приучать собаку к громким звукам надо еще щенком. Результаты исследований по этой проблеме доказывают, что если пса до 4 месяцев не выводить на улицу и не знакомить с внешними раздражителями в первые месяцы жизни, то в дальнейшем животное будет бояться. Поэтому лучший вариант решения проблемы - это не держать собаку в тепличных условиях, а с детства начинать знакомить с внешним миром.

           

Только вот с прогулками под звуки петард надо быть предельно осторожными. Дело в том, что собака, услышав резкие звуки, может получить сильную психологическую травму, которая будет усиливаться с каждым резким хлопком.

           

Ни в коем случае нельзя успокаивать, давать лакомство или гладить питомца, если он испугался, иначе можно закрепить эту проблему. Дело в том, что животное воспринимает это как похвалу. «Раз хозяину это нравится, я буду впредь прижимать уши, жалобно скулить и тыкаться в ноги, а за это получу вкусное угощение», - думает питомец. Поэтому, чтобы приучить собаку не бояться, надо перестать ее успокаивать, постарайтесь отвлечь питомца игрой или какой-нибудь командой.

           

Стах можно победить!

           

Если переживаете за здоровье вашего питомца, то пора начинать подготовку к этим веселым дням. Только не затягивайте, ведь для этого требуется как минимум месяц.

           

Решить проблему можно в любом возрасте даже если вашему любимцу 12 и более лет, попытайтесь ему помочь избавиться от страха.

           

Эффективнее всего разбить подготовку на шаги.

           

ПЕРВЫЙ ШАГ

           

Запишите звуки петард и салюта. Включайте их собаке ежедневно 2 - 3 раза в день по часу. Сначала звук необходимо сделать тихим, чтобы собака лишь обращала на запись свое внимание. Когда она привыкнет к звучанию, то можно будет начинать увеличивать громкость.

           

Таким образом, собака перестанет бояться резких звуков.

           

ВТОРОЙ ШАГ

           

Теперь пришла пора познакомить питомца с воздушными шариками, а точнее с неприятными хлопками, когда они лопаются.

           

Возьмите шарик, надуйте и начните подбрасывать его. Когда он лопнет, обязательно похвалите питомца, если собака не испугась резкого звука. Иногда питомцы отказываются от таких игр, в таком случае разложите несколько шаров по всей комнате. Если собака их случайно заденет, они лопнут. Хвалите питомца за каждый «взорванный» шарик, если он не испугался. Через 2 - 3 дня, когда пес привыкнет к такой обстановке, начните протыкать шары на глазах у питомца. В первый день - 5 шариков, во второй - 7 и т. д., увеличивая на 2 в день. Обычно собаки перестают реагировать на «взрывы» через 2 - 3 недели ежедневных занятий.

           

ТРЕТИЙ ШАГ

           

После того как собака сама неделю поиграет с воздушными шариками и перестанет реагировать на звуки «взрывов», пора знакомить ее с петардами. Их потребуется не менее сотни, поэтому хозяевам придется потратиться. Для начала возьмите самые маленькие безопасные петарды. На прогулке дайте собаке их обнюхать, затем зажгите и бросьте одну как можно дальше. Дождитесь хлопка и сразу начинайте веселую игру, через 15 - 20 минут залп повторите. Для первой прогулки вполне достаточно 3 - 4 петард. С каждым днем увеличивайте их количество, а с третьей прогулки можно перейти к более серьезным петардам.

           

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

           

Если собака не боится петард, то можно переходить к «тяжелой артиллерии» - салютам, но желательно самым простым. Установите его на улице и сразу предложите играть собаке, но на расстоянии не меньше 20 - 30 метров. Повторите это занятие несколько раз. Обязательно хвалите питомца, если он проигнорирует громкий звук и яркий свет.

           

               
                  

 Жизнь собачья. Лохматый "маугли" в человечьей "стае"

                                
 
             

                       

Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосвод.

Волк живет, покуда Его блюдет; Волк, нарушив Закон, умрет.

Как лиана сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая:

                                                            Сила Стаи в том, что живет Волкoм, сила Волка – родная Стая.
 
 

«Закон Джунглей» Р. Киплинг.

                                
                          

             

             

           

Каждому из нас приходилось наблюдать прелестные дворовые сценки почти в духе художников-сентименталистов: девочка ласкает гиганта-дога, озорник-мальчишка забавляется с таким же озорным щенком овчарки, розовощекий младенец в коляске принимает солнечные ванны, с ним рядом «хмурит брови» почтенный ризеншнауцер. А уж средства массовой информации и многочисленные полиграфические фирмы просто изнасиловали потребителя, заваливая его продукцией на темы: ребенок и собака, пес в семейном окружении, кот и пес – дружба на веки и т.п. (всевозможные календари и открытки на прилавках Союзпечати – наивны и трогательны в своей цветущей примитивности). Что ж, людям это нравится (спрос рождает предложение), а подано нетребовательному обывателю мило и забавно, настолько мило, что общение с «братьями нашими меньшими» для некоторых становится насущной потребностью. Да и дети слезно молят мам и пап подарить щенка после просмотра очередного сериала.

           

Сказано – сделано. Купить собаку в наше время не проблема, на рынке глаза разбегаются от обилия пород (и на лоб лезут от «крутых» цен). Ни в очереди стоять не надо, ни экзаменов сдавать, как в «застойные» времена! Отсчитывай «зеленые» и тащи домой хоть крокодила! Хорошо, если неопытным собаколюбам приглянулся французский бульдожка, пудель или японский хин! Радость от обладания «собачьим сердцем», по всей вероятности, останется незамутненной. Но, к несчастью, многие покупатели ничего или почти ничего не знают о той породе, которую покупают. Большинство хочет получить за свои деньги максимум преимуществ – и чтобы все «в одном флаконе». Перечень обычно стандартный: пусть будет красивой (чтобы завидовали), огромной (потешить самолюбие), злобной (чтобы дом охраняла) и «Хочу кобеля!» (хлопот меньше). Приобретая собаку, дети и взрослые свято верят, что пес будет им добрым другом, смелым защитником, верным сторожем. «Посмотрите какие умные глаза – все понимает, только говорить не умеет!», -- уверяют они себя и окружающих. Проходит год, в крайнем случае, два. И вот порой слышатся совсем другие речи (со слезами на глазах): «Неблагодарное создание - ласкали, любили, холили и лелеяли, а он вырос и злобно кусает кормящую его руку, глядя зверем на всех!»

           

Между тем, животное не виновато в своем «перерождении», оно просто твердо следует тем законам, которые заповедала ему природа. Это люди на время забыли, что их пес – зверь, они приписали ему интеллект и послушание, которыми он не наделен от рождения, а приобретает в процессе общения с человеком, подавляя природные инстинкты. Неумелые владельцы, не смогли привить этих качеств, не сумели заставить собаку забыть, что она «дикая тварь из дикого леса», не преподали ей своих, «человеческих» законов, а неумеренной лояльностью только подлили масла в огонь, провоцируя ее «звериные» наклонности. А ведь ротвейлер, овчарка, или, тем паче, «кавказец» - обладают не только приличным ростом и весом (соответственно силой и мощью), они довольно агрессивны. Воспитывать их только «мыслию и словом», не пытаясь приобрести авторитет «делом» – непростительный идеализм. Вот и пожинают их владельцы плоды своего невежества, даже не пытаясь признаться в нем себе самим. «Стрелочником» обычно оказывается бывший любимец – его в лучшем случае, «пристраивают в хорошие руки», в худшем отправляют на цепь или «гуманно» усыпляют.    Любопытно наблюдать за щенками в возрасте 1-2х месяцев, когда они еще не перешли в руки будущих хозяев! Их поведение в точности напоминает повадки диких собратьев: щенячья жизнь – борьба, и малыши всегда соперники в ежедневной битве за еду (сильные отталкивают слабых), за кость (она достается самому проворному), за лучшее место (хорошо помню двухмесячную суку ротвейлера – будучи самой крупной и сильной в помете, она выбрала себе «спальное» место в мебельной «стенке» и никому не позволяла его занимать). В этой щенячьей стае есть свои лидеры и аутсайдеры, «авторитеты» обычно безжалостны к слабым и робким щенкам.

           

В дикой природе детеныши вырастают, но соперничество не прекращается. Щенячья возня сменяется жестокой борьбой за существование, в которой побеждает сильнейший. Именно он и становится вожаком. В стае царит жесточайшая иерархия, слабые должны знать свое место, чтобы выжить. К борьбе за корм, за место «под солнцем» прибавляется соперничество за самку – самцы в драке доказывают свое право сильного, а следовательно, и право на продолжение рода.

           

Приобретая маленького «звереныша», человек, помещает его свою «стаю», в которой действуют иные принципы и законы, нежели в дикой природе. Если хозяин смог убедить щенка в своем лидерстве и стать для него вожаком (основной метод убеждения – принуждение), то пес впоследствии признает первенство человека, уважает его требования, склоняется перед его авторитетом. Иерархия в новой «стае» устанавливается иначе , не по правилу сильный –слабый, как в природе, а по принципу «каждый сверчок знай свой шесток». Собака начинает понимать, что ребенок, старик, инвалид физически могут быть слабее, но в системе приоритетов они занимают более важное место; что любая попытка решить проблему с позиции силы строго наказуема. Знание законов человеческой «стаи» позволяет избежать множества неприятных инцидентов, когда пес станет старше. Щенок вынужден их усваивать, чтобы приспособиться к новой жизни. Это вовсе не значит, что малыш безропотно принимает все требования людского социума. Инстинкты подсказывают ему, что нужно охранять миску или косточку, что реагировать на боль можно двояко (убежать или укусить), что еду можно завоевать (отнять силой у слабого). У маленького песика такие попытки смешны и могут вызвать умиление у людей, не знакомых с психологией собаки. Если такие привычки не пресекаются в самом начале, то они становятся доминантными у животного, которое взрослеет и начинает осознавать свою силу. Кобель крупной собаки, еще будучи нескладным подростком (7-12 мес.), начинает пробовать хозяев «на прочность»: играя с человеком, он все азартнее прихватывает руку зубами, а входя в раж и не встречая отпора, уже всерьез может атаковать партнера по игре. На попытки силового воздействия пес реагирует рычанием, огрызается и, если владелец выбирает тактику отступления или «подкупа», становится со временем опасным. На прогулке, волоча за собой на поводке хрупкую хозяйку, кобель рационально подходит к оценке физического состояния обоих и, если он раньше не приобрел позитивного опыта, то оценивает, естественно, в свою пользу. С точки зрения зверя, слабый не может выполнять функции вожака, поэтому он преднамеренно игнорирует команды (хотя прекрасно понимает, что от него хотят), не подходит на зов, убегает. Хозяин, не ставший лидером для подросшего пса, а так же члены его семьи третируются обнаглевшим животным и дома. Когда питомец ест, домочадцы обычно избегают проходить мимо его чашки, опасаются подвинуть его, когда он лежит на проходе, заманивают лакомством в другую комнату, если пришли гости. Причем собака по-прежнему испытывает привязанность к своим владельцам, она требует ласки, радуется, когда люди приходят с работы. Это вовсе не признак двуличности и коварства, просто животное по-прежнему считает членов «стаи» своими друзьями, но, став хозяином в доме, требует от них повиновения, демонстрируя свою силу. Перечитайте «Книгу джунглей» Киплинга, в ней ситуация описана с точностью «до наоборот». Человеческий детеныш, попав в волчью стаю, вынужден подчиняться Закону джунглей, чтобы выжить. И он чтит постулаты волчьего закона до тех пор, пока его потенциальные возможности не дают ему права стать лидером и диктовать свои требования. Сказанное выше в основном касается кобелей таких крупных и злобных пород, как ротвейлер, черный терьер, немецкая и бельгийская овчарка, ризеншнауцер, доберман, кавказец, азиат и т.п. Но при неправильном воспитании «зверем» может стать обычный спаниель или ньюфаундленд. (Кстати, по данным одного московского опроса наиболее «кусачей» породой был признан казалось бы безобидный кокер).Самке природа предназначила функции продолжательницы рода, поэтому инстинкты, выражающие ее «звериную» сущность, могут проявиться в период вынашивания и воспитания потомства. В этом случае собака демонстрирует агрессию, если контакт с владельцем недостаточно прочный. Редко, но бывает, что на роль вожака «стаи» претендует сука. Обычно это доминирующее над окружающими, независимое с детства животное, сильное физически, которое к тому же с малолетства уверяют в его исключительности. Но чаще всего суки охотно признают примат человека, они более послушны, чем кобели, хотя тоже требуют определенной коррекции поведения с «младых когтей».

           

Говорить с собачьим «Маугли» с позиции силы – это не значит палкой вколачивать в несчастную песью голову суровые правила жизни. Нередки случаи, когда собака, которую нещадно избивают, все равно не признает право владельца на диктат – она боится, но все-таки избегает подчинения. Такие животные, попав в новые условия, порой сами начинают претендовать на место лидера и бывают весьма агрессивными. Заискивая перед сильными личностями, они безжалостны к детям, к робким прохожим, к мелким животным. Цель данной статьи не напугать людей, желающих приобрести крупную собаку, а убедить их в том, что очень легко избежать ошибок, проявив настойчивость при ее воспитании. Пес с детства должен усвоить основные «ТАБУ», нарушение которых грозит ему крупными неприятностями. Главный Закон человеческой «стаи» гласит: личность хозяина неприкосновенна! Поэтому даже в игре с совсем маленьким щенком корректируйте его поведение. При попытке всерьез укусить или только оскалить зубы не сочтите жестокостью крепко встряхнуть зарвавшегося «пацана» за холку (не отрывая от земли и не вынимая его из шкуры), резко осадить голосом. Те же меры необходимо принимать, если пес рычит над миской или костью, скалится, не давая осмотреть зубы или случайную рану.

           

Дети и другие члены семьи, мелкие животные, живущие в доме, тоже под охраной закона. Любая попытка «построить» окружающих должна немедленно пресекаться. Щенок быстро усвоит ваши уроки и будет играть по вашим правилам. Войдя в «возраст», молодой кобель попробует пересмотреть сложившееся status quo и сделать переоценку ценностей. Докажите ему, что он не прав, а потом еще и еще раз, и множество проблем исчезнет, не успев появиться.

           

Говоря о психологии взаимоотношений человека и собаки, нельзя не затронуть еще одну проблему, которая нередко становится «головной болью» как для владельцев крупного пса, так и для всех окружающих. Обычно собаку берут детям, которые, мечтая о верном друге, не способны реально оценить свои возможности им управлять. Для ребенка 10-12 лет такая ноша может оказаться непосильной. Все, сказанное выше, можно повторить заново, т.к. пес, даже прекрасно обученный, не готов полностью подчиниться младшему члену «стаи». На прогулке он не сразу подойдет на зов, а если соседский кобель спровоцирует драку, то в пылу сражения «верный друг» может серьезно цапнуть молодого хозяина. А что, если собака не знает даже элементарных команд? Трудно поверить, что ребенок в этот момент испытывает огромное удовольствие от общения с ней, прогулки становятся обузой, а не удовольствием. Кроме того, если пес принадлежит к уже перечисленным ранее породам, то такое общение всегда связано с риском. На моей памяти совсем недавний случай, когда довольно уверенный в себе папа, по профессии водитель-дальнобойщик, прикупил щенка ротвейлера своему подрастающему сыну. Дока рос недорослем, «маменькиным сынком» и обжорой, уморительно защищал миску с кормом от посягательств домочадцев. Папа, изредка бывая дома, весело смеялся проделкам любимца. Последнее, что я слышала об этой собаке -- это то, что от нее пришлось избавиться, так как кобель серьезно покусал ребенку лицо. Чтобы избежать таких трагедий (а их, поверьте, не так уж мало; газеты пестрят жуткими историями о «собаках-людоедах», об откушенных руках и «снятых скальпах»), поговорите с сыном (дочкой), почитайте вместе серьезную литературу о выбранной породе, постарайтесь определиться, что это – каприз или страстная любовь на всю жизнь. Может лучше на время забыть о добермане или кавказской овчарке и обратить свое внимание на собак более мелких или на животных, которые по природе своей не агрессивны: колли, лабрадор, ньюфаундленд? Если же решение принято, и в дом берется «серьезный» по характеру пес, то всю ответственность за его содержание и воспитание, за безопасность окружающих, за судьбу того, кого вы беретесь «приручить», принимайте на свои плечи. И не страшитесь ошибок – не боги горшки обжигают. Пусть в помощь вам будет удача и эта статья!

           

             

Когда собака писает дома

                                          
                                  
             
         

Кейти Беpман, Билл Ландесман. Обучение вашей собаки.

           

Собака может писать на пол или на ковер по многим причинам. Возможно, ее плохо обучили и она не знает, как вести себя в доме. Может быть, ее учили мочиться на бумагу в доме, а потом бумагу убрали, а что ей делать вместо этого, не научили. Теперь она будет мочится там, где по ее представлению, должна быть бумага. В конце концов, весь пол будет в пятнах от мочи и будет "благоухать" аммиаком.

           

Давайте зададимся вопросом, почему Ровер мочится в неположенном месте. У нас есть клиенты, которые станут утверждать, что собака специально это делает, в то время как на самом деле моча просто не может удержаться на клочке бумажки, размером с почтовую марку, которую они бросали ей на пол. Когда собака приучена к бумаге, люди начинают объяснять, что собаке нужно оставлять все меньше и меньше бумаги. Хотели бы мы посмотреть на них самих в такой ситуации! Итак, нам нужно знать, какой схемы мы придерживаемся, учим ли мы собаку мочится на бумагу, приучаем ли ее просится или хотим сочетать и то, и другое?

           

Если для собаки разработали полное и реально осуществимое расписание, тогда давайте спросим себя, не даем ли мы слишком много жидкостей собаке и в то же время мало с ней гуляем. Много ли пьет ваша собака? Если да, проверьте, почему. Пьет ли она больше воды в жаркую погоду, когда ест определенную пищу, когда нервничает или после прогулок, игры, занятий?

           

В некоторых ситуациях повышенная жажда совершенно нормальная. Мы должны определить, является ли избыточное питье нормальным или ей хочется пить сверх меры. Если собака испытывает избыточную жажду, тогда какая этому причина - психологическая или физическая? Как только мы устраним физическую причину, тогда мы можем задать себе вопрос относительно поведенческих аспектов. Мочится ли собака понемногу в разных местах в комнате, оставляя там свой запах? Есть ли в доме еще одна собака, к которой она ревнует, и хотела бы, чтобы ее в доме не было? Есть ли в доме кобель, который находится там дольше, и над которым младшая собака хотела бы доминировать или наоборот?

           

Может быть, ваша собака молодая, нервная или больна циститом, воспалением мочевого пузыря? При цистите нормально кислая моча становится более щелочной. В этой среде бактерии, которые раздражают стенку мочевого пузыря и мочеиспускательного канала и вызывают воспаление, размножаются. Частые позывы к мочеиспусканию, у собаки могут сопровождаться ощущением жжения. У собаки появляется стремление постоянно лизать свои гениталии, надеясь уменьшить боль и жжение. Чем сильнее воспаление, тем меньше опустошается мочевой пузырь.

           

Цистит может стать хронической медицинской проблемой. Определенная пища и недостаточное количество жидкости может очень осложнить состояние. Такое же влияние и эмоционального стресса. При цистите вы не можете отказывать собаке в питье.

           

Мочится ли ваша собака на пол вскоре после того, как ее оставят дома одну? Случается ли это даже тогда, когда вы только что выводили ее? Это может означать, что она беспокоится о том, что ее оставляют одну. Приучили ли ее, когда она была щенком, оставаться на некоторое время одной или это случилось с ней внезапно со всеми вытекающими отсюда последствиями? Вы должны постепенно приучить ее оставаться дома одной и придерживаться расписанию по выгуливанию собаки. Обработайте все места в доме дезодоратором, который продается в зоомагазинах. По возвращении похвалите собаку за хорошее поведение и постепенно увеличьте время своего отсутствия. Не позволяйте собаке делать в доме все, что она хочет, когда она остается в доме одна, до тех пор пока ей можно будет полностью доверять. Постепенно увеличивайте площадь, на которой вы оставляете собаку, но начните сначала оставлять ее в кухне и в коридоре. Пол, покрытый плиткой, лучше, чем покрытый коврами. Сделайте так, чтобы пребывание собаки в одиночестве дома было для нее приятным. Отставьте включенной музыку и позаботьтесь о том, чтобы она была не слишком шумной. Когда уходите, оставьте ей игрушки с запахом сыра, бекона или курицы, чтобы она их грызла. Если собаки ассоциируют приятные вещи, которые происходят с ними, когда их оставляют одних, то меньше вероятности, что они станут очень беспокоиться по этому поводу.

           

Не совершайте ошибку, входя в дом и обнаружив лужу, тут же наказывать собаку. Можно сказать определенно, что вы вызовите еще больше беспокойства у собаки и обострите проблему. Похвалите свою собаку за то, что она не напустила на пол, но даже если она и сделала это, выведите ее сразу же на улицу. Не наказывайте собаку после совершившегося факта. Обработайте пол дезодоратором.

           

     
                  
                              

 Об обучении

                                                 

 

Тема обучения собак бесконечна и ее обсуждение выходит за рамки этого раздела. Целью моей статьи в первую очередь является попытка разбить те стереотипы, которые возникли у многих владельцев собак по данному вопросу. Мне хочется, чтобы владельцы собак задумались над тем, что такое естественное явление как процесс обучения нередко превращается в процесс насилия.

 

На ежегодной конференции зоопсихологов в г. Бернау (Германия) были продемонстрированы кадры из видеофильма, сделанного на станции по исследованию поведения собак в г. Будапеште: девушка и сидящая напротив нее собака синхронно выполняли сложный набор движений. Руководитель станции, А. Миклау, пояснил зрителям, что танец девушки и собаки был разучен в рамках программы исследований способностей собаки к социальному обучению. В первые месяцы собака только наблюдала движения девушки и получала соответствующие подкрепления, а потом начала самостоятельные действия. Точно такой же эффект синхронного танца - наблюдают члены клубы «танцующих кошек» в Англии. При этом тренеры отмечаю большой интерес животных к работе с хозяином. Конечно, эти примеры демонстрируют высшее искусство тренировки животных, которое, может быть, не всегда доступно без особого обучения самих тренеров. Однако они подтверждают правильность вывода ученых о том, что обучение собак является наиболее эффективным именно в том случае, когда оно построено на хорошем социальном контакте с хозяином и проводится в спокойной обстановке.

 

Как известно, стремление к получению новых знаний у всех животных заложено от природы. Особенно у социальных. Социальный контакт между членами группы, а также их совместная работа можут быть налажены только в том случае, если все члены группы настроены на то, чтобы постоянно приспосабливать свое поведение к потребностям группы. Для этого им надо постоянно иметь желание учиться. И оно у них присутствует. Животные генетически снабжены соответствующим мощным физиологическим и психологическим механизмом. Причем, мощность этого механизма настолько велика, что животные учатся не только у своих сородичей, но и у животных других видов! Этот механизм в полной мере сохранился и у наших собак. Если у Вас дома живут несколько животных, Вы можете часто наблюдать их кооперацию и взаимообучение. Так что для целенаправленного обучения своей собаки, хозяину остается только создать гармоничные отношения с собакой и спокойную обстановку во время тренировки.

 

Создание атмосферы спокойствия, расслабленности, доброжелательности и доверия – как дома, так и на тренировочной площадке - основное условие обучения. Физиология стресса одинакова – и у людей, и у собак. То есть, при наличае стресса в организме начинаются биохимические процессы, которые блокируют обучение, ухудшают память и ведут к образованию негативных ассоциаций. Чтобы понять, что я имею ввиду, вспомните свой собственный опыт обучения. Какие знания вы получали с удовольствием, а какие в Вас вдалбливали? В каком случае у Вас остались хорошие впечатления от обучения? Какие знания остались у Вас надолго? Какими знаниями Вам пользоваться приятнее?

 

Психология обучения, казалось бы, проста, логична и знакома. Она не содержит каких-то революционных знаний. К сожалению, на практике ее используют не так часто, как хотелось бы. Особенно если мы пронаблюдаем за тем, что происходит на тренировочных площадках – или просто в домах, где воспитывается собака. Большенство собачников не задают себе вопросов по поводу того, как вообще надо обучать собаку. Многие методы настолько распространены, что никто уже не думает об их целесообразности и реагируют на любое нежелательное действие собаки механическими действиями, превратившимися в рефлекс. Мало того: от недостатка знаний в ход идут различные вспомогательные механизмы – строгие и электрошоковые ошейники, ошейники «Антилай», держатели головы типа «хальти» и им подобные.

 

Методы обучения тоже соответсвуют этому стилю. Например, игнорирование, так называемая «тренировка внимания», рывки за поводок, физические унижения собаки с целью показать ей свой авторитет, шлепки, наказания, крики. Все эти методы объединяет одно: в результате них собака ничего не учит нового, получает изрядную порцию стресса, который еще больше блокирует ее способности к обучению, разрушает доверие к хозяину и создает массу негативных ассоциаций. В результате вместо открытого, радостного животного, хозяин получает некое безучастное, поникшее существо.

 

Возможно, что это существо и слушается, но если ему понадобиться обучить его чему-то новому или поправить проблему поведения, или если просто изменятся условия жизни, то это существо, «бывшая собака», окажется не способным быстро обучиться новому или приспособиться к новым условиям. У нее будет уже отключен естественный механизм обучения: набор негативных ассоциаций, связанных с самим процессом обучения, блокирует интерес к обучению, собака не решается больше принимать решения самостоятельно, слова и жесты хозяина, которыми он пытается объяснить новое дейтвие, собакой не воспринимаются, так как между собакой и хозяином разрушен контакт. Мало того, уровень стресса у них хронически повышен, что ведет к разрушению здоровья и к дальнейшим проблемам поведения, обусловленным стрессом (более 30 видов).

 

    Так, мы видим, что комок непонимания между хозяином и собакой начинается в тот самый момент, когда хозяин, игнорируя естественный механизм обучения собаки, начинает манипулировать ее поведением.

 

        Насилие по отношению к собаке – как на тренировочной площадке, так и в быту - выглядит точно так же, как и насилие над людьми.

 

     Не существует ни одной методики тренировки собаки, которая бы оправдывала отклонения от норм морали «ради дела» (или отклонения от здравого смысла). Раньше многие жесткие методы оправдывались тем, например, что собака якобы «не хочет работать», или «доминирует», или «тянет за поводок» или «не концентрируется» и т.д. На современном уровне кинологических знаний все методы, включающие насилие и манипуляцию поведением с помощью строгих ошейников и других приспособлений, оказались полностью опровергнутыми – как и все теории, на которых они построены. К ним существуют альтернативы.

 

     Основным критерием оценки методов тренировки для неспециалиста является только один нормальный человеческий фактор: как вы сами себя чувствуете, когда видите то, что происходит на тренировочной площадке? Вы себя чувствуете расслабленно и спокойно – или начинаете волноваться и раздражаться, думать о том, что «скорее бы все закончилось»? Как бы вы сами ощущали себя, если бы вы должны были учиться в таких условиях?

 

      Собираясь на очередную тренировку, спросите себя, хочется ли вам самим на эту площадку? Как себя чувствует на тренировке ваша собака? Радуется она тому, что идет на тренировку – или старается избежать занятий – и чем дальше, тем сильнее показывает свое сопротивление? Как ведет себя собака после занятий в обычной жизни: спокойно и уравновешано – или у нее появились новые проблемы поведения? Стала ли она более нервной, испуганной? Если ДА, то тренировка вредит ей!

 

     Итак, если собака испуганно смотрит на Вас во время занятий или показывает другие признаки страха языком телодвижений и сигналами примирения, значит вы не тренируете, а мучаете ее.

 

           Если собака не может понять, что от нее хотят, если она чувствует себя неуверенно, устала от занятий, если ее что-то испугало на тренировочной площадке или неприятна обстановка, она показывает сигналы примирения – облизывание, повороты головы, чесание, встряхивания и т.д.. Многие не обращают внимание на эти движения, так как считают, что у них нет никакой функции. Однако все эти движения являются сигналами примирения – сигналами, с помощью которых собака сообщает вам о своем состоянии.

 

       

Например, собака уже в течение некоторого времени демонстрирует сигналы примирения, обозначающие усталость. Тем не менее, ее хотят заставить работать дальше, и когда из этого ничего не выходит, начинают ругать.

     
 

 

ИЛИ: тренер и хозяин решили, что собака ведет себя доминантно. На тренировочной площадке они начинают производить жестокие действия, которые называют тренировкой, направленной против доминантности. Помимо того, что у всех, кто наблюдает эту сцену, от жалости к собаке разрывается сердце, собака сама показывает сигналы примирения, однозначно говорящие о том, что она не доминантна, а сломлена и до смерти запугана.

 

От собаки нельзя требовать те действия, к которым у нее нет склонности. Бывает, что хозяину прийдет в голову идея, научить собаку чему-то особому. Но так как у нее нет склонности к такому действию, она учится неохотно или не достигает желаемых результатов. Тогда хозяин начинает давить на собаку с помощью жестких методов, которые калечат собаку физически и психически. Хорошим примером этого является обучение собак разным видам спорта, в которых особую роль играют скорость и вносливость. Критерии оценки работы собаки в этом случае – ни что иное как тщеславие хозяев. Привожу комментарии видного швейцарского невролога, профессора, доктора мед. вет. Андре´ Йагги, к которому обратилась редакция немецкого журнала "Служебная собака" с просьбой прокомментировать фотографии с изображением собак, набрасывающихся на рукав фигуранта: «Я должнен совершенно честно признаться, что когда я увидел эти фотографии, мне пришлось два раза сглотнуть воздух. Такой удар может привести к луксации челюсти, ранениям шейных позвонков, луксации позвоночных дисков, а также ранениям мягких тканей. Я считаю, что такой спорт – это полное безобразие.»

 

 
    

          

          
          

С уважением, Ольга Кажарская, зоопсихолог.

        
      
 
          
                
                  

                              

         
   
 
                                                                                                       

  

 О наказании

         
                                                               
                                           
                                           

Разговор о правомерности и воздействии наказания бесконечен. Он объединяет такое количество тем, которые трудно представить в рамках статьи.

               

Поэтому в данной статье я хочу лишь вкратце очертить эту тему. Моей основной мыслью при этом является вывод, сделанный всемирно известным экспертом-кинологом, исследователем поведения собак Тюрид Ругос, о том, что у нас нет совершенно никаких причин для того, чтобы наказывать собаку.

               

     Мы все давно научились называть себя «разумными», но когда дело касается общения с собакой, мы зачастую скатываемся в какие-то дебри невежества и сразу же хватаемся за наказание, как за спасительную соломинку. Кстати, многие из вас, наверное, уже заметили, что и толка от наказания чаще всего не больше, чем от соломинки.

               

Вопрос о том, как, когда и каким образом наказывать собаку уже сам по себе превратился в наказание. Создается такое впечатление, что этот вопрос стал чуть ли не одним из основных, когда собачники на своих форумах говорят о воспитании, тренировке или о повседневном общении с собакой. Что нам известно о наказании, и заслуживает ли обсуждение способов наказания такого внимания?

               

           Действительное воздействие наказания на собаку не соответствует тому, которое мы себе представляем.

               

   «Почти все хозяева наказывают свою собаку не в тот момент: если с помощью наказания и можно добиться кратковременного улучшения поведения, наказывать нужно в точно определенный момент времени, причем речь здесь идет о десятой доле секунды! Это особенно важно, если наказание должно остановить действия, совершаемые в состоянии аффекта, такие, как например агрессия по отношению к другим собакам.

               

   Сильные чувства чаще всего мгновенно вызывают реакции. Когда мы наблюдем поведение собак, то создается впечатление, что у них восприятие раздражителя и реакция на этот раздражитель бесшовно переходят друг в друга. Человеческий мозг, очевидно, реагирует несколько медленнее, чем собачий, поэтому когда собака начнет лаять на другую собаку, делая при этом выпады вперед, мы еще несколько секунд продолжаем стоять, как парализованные – а потом наказывать собаку уже поздно.

               

      Чтобы наказание хоть как-то помогло, наказывать надо в начале нежелательного действия, например, когда собака только начинает тянуть за поводок и лаять. Для этого мы реагируем, как правило, слишком медленно, и, следовательно, уже от самого этого промедления наказание не имеет никакого смысла.

               

Уже через несколько секунд после наступления сильной реакции у собаки наступает своего рода блокада, и она больше не способна воспринимать информацию, которая от нас исходит. Видя отсутствие реакции, многие чувствуют потребность кричать, резко рвать за поводок или даже бить своих собак. Такие отчаянные попытки достучаться до сознания своей собаки даже сквозь блокаду, выражают их беспомощность в данной ситуации. Если эту беспомощность проявляет собаковод-любитель, то ее еще можно как-то оправдать (хотя остается пожелать, что этот человек быстро научится понимать поведение своей собаки и больше не допустит подобных ситуаций). Профессиональному тренеру, который предлагает воспитание собак в качестве квалифицированной платной услуги, это непростительно.

               

Если у человека достаточно быстрая реакция и если он хорошо знает поведение обучения собаки, ему не потребуется ни повышать голос, ни применять жесткие методы наказания. Самый эффективный способ разрешить назревающий конфликт – это просто не допустить нежелательное действие. Для этого надо сказать спокойно и уверенно «Нет» (если возможно - с секундной точностью). При этом не надо кричать на собаку или причинять ей боль.

                

Процесс обучения и наказания

             
         

               

Как, собственно, протекает процесс обучения в мозге животного? Мозг состоит из различных взаимосвязанных частей. Во время логического обучение в неокортексе, так называемом «новом» слое мозга, активируется процесс мышления, который сильно зависит от состояния другой, значительно более старой области мозга – лимфатической системы. Эта часть мозга регулирует чувства животного. Доминантное поведение хозяина, наказание, а также страх перед возможным наказанием приводят животное в состояние стресса. Этот стресс негативно влияет на лимфатическую систему и, соответственно, на чувства, в результате чего происходит замедление, а возможно даже и блокада логического обучения и мышления.

               

Это состояние каждый из нас уже испытал на себе: в какой-то ситуации мы начинаем беспокоиться так сильно, что практически теряем способность думать, наши действия определяют эмоции, мы чувствуем себя беспомощными, злимся и т.д. Так или иначе, мы чувствуем себя плохо.

               

Точно также мы чувствуем себя, когда нам задают математическое задание, которое мы не способны решить, а кто-то подсмеивается над нами за это или принимает за дурака. Нас обуревает стыд, злость, неловкость; внезапно мы вообще прекращаем думать ясно, потому что области мозга, которые отвечают за логическое мышление, оказываются заблокированными: сильные чувства вывели из строя.

               

     В подобной ситуации собака испытывает то же самое, что и мы: если собаке поставить задачу, которую она не понимает или не способна ее решить, и если в дополнение к этому она чувствует нетерпение и недовольство своего хозяина и боится наказания, негативные чувства животного блокируют мышление, и работа ухудшается».

                 

Внезапно обрушивающееся наказание дает неуверенность в себе и ломает психику.

              
                                  

Что бы вы почувствовали, если оказались в обществе папуасов и вам то и дело внезапно причиняли бы боль или ругали за какие-то действия, которые вы никак не могли бы определить для себя как аморальные. Вы никогда бы не знали, что именно не понравилось окружающим и как вам надо изменить свое поведение, чтобы все были довольны вами или просто перестали, наконец, вас наказывать. И если среди папуасов не найдется того, кто подробно объяснит вам ваши ошибки, и ситуация сохранялась бы долгое время, вы бы стали подавленными, нерешительными или просто сошли бы с ума.

               

                      

Если пример с папуасами вас не убедил, то вспомните, как вы себя чувствуете, когда мучаетесь с поясницей. Как только вы оправились, боль вновь внезапно поражает вас, как гром среди ясного неба. В конце концов, вы начинаете невольно думать только о том, как бы вас не «схватило». Вы будете бояться двигаться, поскольку неизвестно, на какое движение ваша поясница отреагирует резкой внезапной болью. Ожидание внезапной боли привнесет напряжение во всю вашу жизнь.

             
         

               

Так как структура мозга у людей и животных одинакова и отличается только величиной неокортекса, мы можем перенести этот пример с людей на собак. Мы наказываем наших собак с их точки зрения совершенно внезапно, поскольку нам чаще всего непонятно, почему собака повторяет то или иное действие, которое нам не нравится: наши знания о собаках недостаточны для того, чтобы до конца разобраться в причинах их поведения. Поэтому ясно, что очень часто посредством наказания мы подвергаем братьев наших меньших стрессу и делаем их неуверенными в себе.

               

При изучении воздействия наказания на собаку, всемирно известный тренер Тюрид Ругос (Норвегия) включила в программу своих курсов по подготовке тренеров следующий эксперимент, который «...помогал будущим тренерам на себе испытать состояние собаки в аналогичных ситуациях. Студенты сидели в классе, ничего не делая. Возможно, они просто слушали звуки вокруг себя или о чем-то думали. Я неожиданно останавливалась возле кого-нибудь студента и начинала «злиться» на него или вдруг говорила ему «НЕТ!». Никто не понял, что я имела в виду, говоря «НЕТ!», ведь я могла это сказать в тот момент, когда студент тянул руку, крутил карандаш, вытирал нос и т.п. По окончании эксперимента, несмотря на то, что я предупредила студентов о том, как будет проходить этот эксперимент, все участники чувствовали себя очень неприятно, и это чувство сохранялось еще длительное время. Они так и не поняли, что я имела в виду, говоря им «Нет!».

                

Наказание несправедливо с точки зрения морали.

              
         

               

Надо призвать собачников «всех типов и мастей» к разуму. По логике вещей наказывать можно только того, кто виноват. Причем виноватым может быть тот, кто способен понять правила совместной жизни в социуме и кто преднамеренно их нарушает, мешая жить окружающим. В этом случае окружающие имеют право дать понять нарушителю, что он ведет себя неправильно. Если же член общества не понимает, какие именно правила он нарушает, то в разумном обществе ему сначала подробно объясняют эти правила. Наказания же применяются только в том случае, когда член общества преднамеренно продолжает нарушать правила, игнорируя просьбы окружающих.

               

У собак нет тех понятий о моральных или каких-то других ценностях, которые есть у нас. Поэтому мы, воспитывая собаку, должны сосредотачиваться не на методах наказания, а на объяснении ей того, чего бы мы не хотели, чтобы она делала, то есть должны поставить ей определенные рамки действий. В противном случае наши действия воспринимаются собакой как внезапные, непредсказуемые. Так мы наносим собаке психическую травму.

                

Есть ли наказание в природе?

             
         

               

Жестокое наказание считалось совершенно необходимым и естественным, поскольку наказывая собаку, человек всего лишь «играл роль истинного вожака» и указывал индивидууму низшего ранга – собаке – его место. При этом считалось, что волки поступают точно так же.

               
   

Однако, как показали исследования волков в их естественной среде обитания, сообщество волков основано на совершенно других принципах и правилах. Их социальные отношения построены, прежде всего, на доверии и уважении друг к другу. Это связано с тем, что любая социальная группа создается с целью повышения вероятности выживания всех ее членов. Раздоры и агрессия, наоборот, приводили бы к созданию напряженных отношений между ее членами, частым ранениям и снижению способности к кооперации. Новые члены группы, прежде всего щенки, получают возможность выучить ее правила, научиться необходимым для жизни навыкам, а также наработать необходимую в жизни уверенность в себе. Поэтому более взрослые члены группы – родители, старшие братья и прочие родственники щенка – создают ему спокойную, дружественную обстановку. Причем элементы воспитания включают, прежде всего, сигналы, предупреждающие щенка о нарушениях. Обратите внимание: это не наказание, а предупреждение, то есть своего рода «уроки» поведения! Эти уроки проявляются в языке телодвижения и в звуковых выражениях. Никаких травм, никаких негативных ассоциаций, а тем более никакого хулиганства в виде побоев! Только обучение!!!

           
         

               

Щенок приходит к нам в дом с мыслью, что он, покинув свою спокойную семью, пришел в новую семью, к своим новым родителям. Он инстинктивно ждет от них такого же спокойного, ласкового, терпеливого обращения. Вместо этого, новые родители начинают обращаться с ним по каким-то странным, несобачьим правилам, которые он никак не может понять, так как правил много, и они не имеют для него никакого смысла, а в ряде случаев противоречат его инстинктам. Если он сделал что-то, что хозяевам показалось неверным, его наказывают – ругают и даже причиняют боль! Со временем щенок расстраивается, теряет уверенность в себе, его изначальное инстинктивное доверие к хозяевам превращается в недоверие, он уходит в себя. Его контакт со своей «стаей» перестает быть открытым общением, основанном на взаимной любви, интересе и желании учиться, и постепенно ограничивается обменом, похожим на куплю-продажу. Многие хозяева совершенно не замечают эту перемену и считают нормой именно такой контакт! (Тюрид Ругос, «Сигналы примирения»)


               

                                                                                                                          

Характер хозяев отражается на поведении собаки

                                          
 

                                      

 

   

 
   

         Многие владельцы собак убеждены в том, что собаки похожи на своих хозяев. При этом чаще всего сравнивают внешние черты питомцев и их хозяев. Однако пока еще мало кто всерьез воспринимает тот факт, что и поведение собаки, и возникающие проблемы поведения напрямую зависят от поведения хозяина.

               

           Ниже приводятся некоторые примеры типов характера хозяев, и того, как эти характеры отражаются на состоянии их собаки.

               

               

Хозяева любят контролировать как себя, так и свое окружение, в том числе и собаку. 

           
                
        

Девизом их жизни является правило: надо жить, руководствуясь только разумом. Они применяют это правило как в использовании техники, так и в своем общении с собакой. То есть это правило делает общение с собакой похожим на обращение с техникой; живые чувства и интуиция всеми силами подавляются, что напрямую влияет на жизнь собаки. Такие хозяева чрезмерно контролируют собаку, указывают ей каждый шаг и ругают за «проступки». Многие истинные потребности животного игнорируются. Хозяин с подобным типом характера, как правило, любит собирать инструкции по содержанию собак в книгах и строго применять такие предписания к своей собаке.

              
         
          

               

           Все, чего они хотят от нее – это послушания. Они разговаривают со своей собакой чаще всего строгим тоном и только командами. Все занятия с ней сводятся к тренировкам, прогулкам со строгим контролем каждого действия. Они кормят собаку строго по инструкциям, игнорируя изменения в потребности пищи и вкусов животного. Жизнь питомца заволакивается множеством вычитанных правил, никогда и ни при каких обстоятельствах не изменяемых. Со временем собака начинает чувствовать себя подавленной. Она боится поступать самостоятельно и превращается в некое безмолвное, безвольное существо, похожее скорее на марионетку, чем на живое существо. У нее появляются проблемы поведения, вызванные стрессом. И это не удивительно: собака – это разумное существо со сложной психикой, которой необходима определенная самостоятельность, чтобы удовлетворять свои собственные потребности, например, изучать окружающую среду, сообщать о своем желании выйти на улицу, занять удобное место, пообщаться с сородичами или хозяевами и т.д. Все эти потребности сугубо индивидуальны и зависят от состояния собаки. Хозяин ни при каких обстоятельствах не способен узнать о них из инструкций (он может, разве что, найти общий перечень этих потребностей в книгах). Вся драма заключается в том, что хозяева подобного типа на 100% уверены, что они все делают правильно. Кому-то они могут даже показаться идеальными хозяевами. Поэтому при любых проблемах поведения вся вина сваливается на мохнатые плечи собаки. Ее начинают таскать по тренировочным площадкам, применять к ней расхожие методы коррекции поведения, которые, в случае неудачи, заставляют хозяина применять жестокость.

                     

Хозяева концентрируют свое внимание только на собственных потребностях, игнорируя потребности собаки.

 

               

           Мне часто приходилось видеть такие пары: хозяин делает только то, что он считает нужным, тогда как собака должна приспосабливаться к его поведению. Не могу утверждать, что в этом случае хозяин нарочно пренебрегает потребностями своего животного. Просто у него такой характер! Наш сосед, например, выгуливал свою собаку, катаясь на велосипеде. Он ехал со средней скоростью, изредка оборачиваясь на собаку. Пожилая Кора, метис бернер зенненхаунда, изо всех сил старалась угнаться за ним. Пытаясь придерживаться темпа хозяина, Кора не позволяла себе остановиться, чтобы помочиться. Оборачиваясь на других собак, она явно подавляла в себе желание с ними поздороваться. Кора любила носить в зубах мячи. Задыхаясь от бега на уже непосильной скорости, собака все время роняла свой мяч, который моментально откатывался в сторону. Но в этой гонке собака не решалась потратить несколько секунд, чтобы подобрать его. Зная о привычке Коры терять свои мячи, хозяин «позаботился о ней», накупив целые горы теннисных мячиков, которыми буквально набивал багажник своего велосипеда, чтобы немедленно возместить потерю. Мысль о том, что для старой собаки такие прогулки стали настоящей мукой, ему вовсе не приходила в голову. Пока собака не скончалась...

               

           В нашем районе также жил мужчина, вот уже 40 лет державший собак. Он был буквально фанатом породы боксер. Со временем его силы начали угасать. Тем не менее, в возрасте 80 лет, сразу после смерти очередной собаки, он снова завел боксера. Мужчина был уже настолько немощен, что не справлялся с темпераментной собакой. Чтобы иметь меньше проблем, хозяин запрещал собаке общаться с сородичами, перестал спускать с поводка, сердился на нее по любому поводу. Собака стала подавленной и унылой, хотя ее сильный дух, видимо, не желал мириться с такой унылой жизнью. Иногда пес улавливал моменты и сбегал от хозяина, чтобы свободно порезвиться.

                

Обращение с маленькой собачкой, как с игрушкой, раздражает ее и калечит психику.

                  
              
                          
          

Крошечные собаки зачастую становятся жертвами своего роста. Существует категория собачниц, которые любят опекать своего питомца, как младенца, или обращаться с ним, точно с живой игрушкой. Этот тип хозяек чаще всего можно встретить среди любительниц карликовых пород. Собаки для них – это миленькое украшение жизни. Они сюсюкаются с ними, повсюду носят их на руках; остерегаясь конфликтов, оберегают от встреч с другими собаками. Такие хозяйки придают особое значение предметам ухода и аксессуарам для своей собаки – покупают им изящные ошейники, платья и даже модную бижутерию. Со временем эти дамы удивляются, почему их собаки стали нервными: всего боятся и всех облаивают. Одной из причин этого является стресс, вызванный тем, что собака оказалась лишена собачьей жизни, потребность в которой у нее не меньшая, чем у «большой» собаки. Ей точно также необходимы социальные контакты. Собаке также важно изучать мир вокруг себя, например, запахи. Ей хочется питаться нормальной собачьей пищей и чувствовать себя полноценным членом своей социальной группы. Необходимо отметить, что карликовые собаки – также как и «большие» собаки – очень чутко реагируют на прикосновения. Поэтому их раздражают постоянные тисканья или необходимость постоянно терпеть на себе одежду. Так как эти собаки маленькие, их часто берут на руки. На это действие они отвечают облизыванием своей морды или замиранием (собака прекращает всяческие действия). Хозяева принимают это замирание за признак наслаждения. Однако это всего лишь очень сильный сигнал примирения, который обозначает сильное напряжение.

                        
                    
              
    

           Недавно на прогулке я встретила женщину, которая вела двух собак - метисса-великана и крошечного той-терьера. Малыш шагал в ногу со своим огромным другом, уверенно переставляя свои крошечные лапки. Оказалось, что он был вожаком этой необычной собачьей пары. Я спросила у женщины, как ей удалось добиться того, чтобы маленькая собачка чувствовала себя так уверенно. Она ответила, что совсем не сложно. Надо только обращаться с маленькой собачкой точно так же, как и с большой – «по-собачьи».

                

                  Неуправляемая собака

                        
           

               

          Бывают случаи, когда поведение собаки становится совершенно невыносимым. Собака постоянно возбуждена и быстро становится агрессивной: она всегда беспокойна, разгрызает все, что ей попадется на глаза, срывает обои и занавески, лает по любому поводу; выходя на улицу, она бросается на людей и машины, облаевает других собак, тянет на поводке, как сумасшедшая, не подходит на зов и т.д. Такую собаку трудно оставлять дома одну, так как она постоянно воет и портит вещи. Ее невозможно чему-то научить, так как она плохо сосредотачивается, а если и выучит что-то, то быстро забывает. Ее трудно мыть и расчесывать, так как она при этом становится агрессивна. Еу невозможно установить правила жизни, так как она их игнорирует. Ни похвала, ни наказания ничего не приносят. Игры быстро становятся необузданными и переходят в агрессию. Хоязева таких собак также замечают, что их питомец не испытывает к ним никакого чувства привязности. В одних случаях наблюдаются все эти симптомы, в других - только часть из них, но они всегда в комплексе. Иногда хозяину кажется, что собака ведет себя немного лучше, потом ее поведение снова ухудшается.

               

           Как правило, хозяева пробуют исправить такое поведение собаки тренировками, направленными на коррекцию отдельных видов поведения, а также наказаниями. Все это не приводит к успеху. Иногда хозяин считает, что его собака просто темпераментна, смиряется с этим и не предпринимает вообще ничего.

               

      Как отмечают эксперты, проблема чрезвычайно активных собак нова. Она относится к «болезням цивилизации», от которых, к сожалению, страдают не только люди, но и их питомцы.

               

           Cуществует как минимум 2 причины, по которым собака становится неуправляемой.

               

1.  У собаки аллергия центральной нервной системы

               

2.  Собака страдает от сильнейшего социального стресса

               

        Аллергия центральной нервной системы, которая вызывается тем, что собаку постоянно, на протяжении многих лет кормят исключительно сухим кормом. Многим этот факт поначалу покажется удивительным и вызовет сомнения. Не знаю, приходилось ли вам, например, во время путешествий по разным странам бывать в местностях, в которых вы не могли найти подходящей для себя пищи. Или: испытывая голод, вы не имели права выбора и могли питаться только некачественным продуктами, лишенным необходимых именно вам питательных веществ. Для эксперимента можете попробовать пару недель питаться, например, одной только пицей или чипсами. Как вы после этого будете себя чувствовать? Скорее всего, вы заметите, что вы стали более рассеянными, вам стало трудно думать, у вас пропадает жизненная энергия, начинается депрессия, возможно, расстраивается система пищеварения, отсутствует желание что-либо делать. У вас появится желание съесть что-то другое или «потянет» на совершенно конкретные продукты. И это неспроста: с пищей в организм поступают необходимые вещества, которые превращаются в энергию. Однако надо особо подчеркнуть, что эти вещества также меняют биохимию организма, в том числе и мозга – того органа, который руководит поведением. Другими словами: воздействие пищи на организм сравнимо с воздействием лекарств или ядов.

               

           Но почему–то мало кто задумывается над тем, что поведение собаки точно также зависит от того, чем ее кормят. В готовых кормах для животных, а особенно в дешевых сухих кормах, практически нет веществ, которые действительно нужны организму собаки. Они содержат слишком много углеводов, практически не содержат мяса (вместо мяса в корма добавляют отходы скотобойной промышленности, искусственное мясо, изготовленное, например, из газа, трупы больных животных, перья, копыта и пр.). Синтетические витамины, добавляемые в корма, усваиваются плохо. Кроме того, в готовых кормах содержутся вредные красители, ароматизаторы, а вещества, вызывающие рак (например, антиоксиданты). Неусвоенные вещества не всегда выводятся из организма. Они накапливаются, что приводит к различным заболеваниям. Если собака постоянно получает преимущественно готовый корм, особенно сухой, то через несколько лет (в зависимости от индивидуальных особенностей животного) ее организм истощается настолько, что нарушается не только микрофлора кишечника, но и биохимия мозга, в результате чего животное становится либо аппатичным, либо чрезмерно активным до неуправляемости.

               

           Решение проблемы заключается в том, что собаку переводят на натуральную пищу, которая состоит из вареной крупы или риса, смешанных с сырым или вареным мясом. В процессе лечения эксперты советуют давать рис с вареной курицей, так как эти продукты особенно способствуют успокоению. Хорошо добавлять ложку растительного масла и чайную ложку мелко натертых овощей. В качестве лакомства хорошо давать сухие внутренности животных, свежие или вареные ребра или мясные косточки.

               

          Срок лечения – от 2-4 недели. Переводят собаку на натуральный корм либо постепенно, либо сразу. При постепенном переходе собаке добавляют в ее привычный корм немного свежих продуктов, каждый день увеличивая их долю. При резком переходе собаку для очищения организма не кормят 2-3 дня, а потом предлагают новое меню. Возможно, что изменения в питании приведут к кратковременному поносу (1-2 дня). Кратковременный понос не должен вызывать у вас паники - нормальная реакция организма.

               

         Пару десятков лет назад многие собачники обрадовались тому, что появился готовый корм для животных и стало возможным экономить время на приготовлении корма своему любимцу. Проблему обеспечения животных полноценными кормами переложили на плечи индустрии. Однако абсурдна сама идея, что такой сложный организм как собака должен всю жизнь питаться только «сухариками» и консервами! Многие из нас забыли о том, что собака – это хищник и что ее основная пища – это мясо (хотя нам, вегетарианцам, эта мысль и противна.) Если этого хищника не кормить тем, на что настроена его система пищеварения, а значит и биохимия всего организма, у него появятся как проблемы со здоровьем, так и проблемы поведения. Обидно, что по незнанию такие проблемы до сих пор решаются отвратными методами, хотя решение их элементарно – дать организму то, что он требует, а именно – здоровое питание.

               

                  
                                      

 Собаке нужны впечатления

      
                                                    

          Как вы знаете, у собаки 5 органов чувств. Для нормального самочувствия собаке необходимо, чтобы все эти органы чувств получали стимуляцию (впечатления) из окружающей среды, создавая тем самым разнообразные эмоции. Собака, жизнь которой полна положительных впечатлений и эмоций, чувствует себя здоровой, бодрой, у нее сохраняется интерес к жизни, и налаживаются хорошие социальные связи, в том числе и с хозяином.

                    

Осязание 

                       
 

                       
                

           Собаки очень чувствительны к прикосновениям. Эта чувствительность заложена генетически и для каждого животного индивидуальна. Благодаря ей у животных есть канал коммуникации, основанный на прикосновениях. Так же как и волки, собаки периодически касаются друг друга, лижут друг другу губы, матери облизывают своих щенков. При этом, с одной стороны, укрепляются социальные контакты между животными, а с другой – в организме каждого из них вырабатываются гормоны, поддерживающие внутреннее равновесие и хорошее настроение. Именно поэтому нашим собакам нужна ласка. Однако здесь имеется в виду вовсе не та ласка, которой многие дамочки сверх всякой меры одаривают своих малюсеньких собачек. Собаку не надо постоянно тискать – это для нее мучительно. Я говорю об эпизодических коротких, нежных поглаживаниях собаки. Как и в стае сородичей, они говорят собаке: «Это я! Мы члены одной стаи! Как хорошо, что мы рядом!» Чтобы собака не чувствовала себя обделенной, достаточно просто один–два раза в день сидеть с ней пару минут, нежно поглаживать, говоря какие-нибудь тихие, ласковые слова. Иногда собака сама подходит, прося ласки. Не игнорируйте ее, уделите пару секунд, чтобы погладить. Вы вскоре заметите, что даже такой, казалось бы, незначительный контакт, приносит радость вам самим: вы расслабляетесь, у вас улучшается настроение, а в душе загорается небольшой огонек радости. Гладить собаку надо медленными, легкими движениями, идущими снизу.

                            
                

               

Гладить лучше всего грудь, подбородок. Этот тип коммуникации соответствует естественному. Резкие движения, которые как бы «набрасываются» на собаку, могут испугать ее и даже вызвать агрессию. Многие собаки ненавидят, когда их обнимают или гладят по голове – они отворачиваются, облизываются или просто отводят взгляд, то есть показывают сигналы примирения. Если хозяин не реагирует на эти сигналы, собака может потерять терпение и начать вести себя агрессивно. Особенно опасно, если такую «нежность» проявляет ребенок! Учитывая, что мы, люди, зачастую все-таки не можем обойтись без объятий, выражая свою любовь к собаке, я все же должна выдать небольшой секрет: нередко собаки привыкают к объятиям хозяев и начинают относится к ним спокойно.

               

               

Обоняние 

           

  

         Собаке очень важно нюхать. Область мозга собаки, отвечающая за ее обоняние, настолько велика, что обоняние можно назвать основным органом чувств. Запахи не только дают собаке основные сведения об окружающей среде. Они дают ей множество необходимых для выживания положительных эмоций, а также возбуждают ее мыслительные процессы. Это качество послужило базой для создания самостоятельного направления тренировки, целью которого является развитие мыслительных способностей животного и восстановление его психики.

                            
 

                   

               

      В быту мы часто забываем «дать собаке понюхать». Если вы приходите домой с полными сумками, собака захочет ознакомиться с ними, исследовав носом. Не отталкивайте ее, дайте ей удовлетворить свой интерес! При этом можно погладить собаку, рассказать ей немного про сумку. Всего через пару секунд процедура изучения сумки закончится, собака останется довольна, а вы вынесете из этого эпизода приятные воспоминания. Важно только следить за тем, чтобы во время изучения собака оставалась спокойной и не набрасывалась на вас, как бандит.

               

         Во время прогулки оставляйте собаке время и место для того, чтобы она смогла изучить запахи на обочине дороги, познакомиться с сородичами. Выводите ее в места, где она могла бы хорошо расслабиться и нанюхаться естественных запахов, например, в лес. При этом можно отпускать собаку с поводка или водить ее на поводке такой длины, чтобы собака имела возможность нюхать. Я много раз видела, как собака, идущая на коротком поводке (1–1,5 м), все время тянет вперед, стремясь понюхать землю или обочину дороги, но хозяева, не понимая, отчего собака тянет, ругают ее и дергают за поводок. Если бы они учли это естественное желание собаки и взяли бы поводок подлиннее, то решили бы эту несуразную проблему. Многим хозяевам не хватает терпения подождать, пока собака обнюхает заинтересовавший ее пятачок земли. Они ругают и дергают собаку, а то и просто волокут за собой. Поверьте мне, пара секунд, необходимых собаке для изучения чьих-то следов, не способна нарушить планы вашего дня: остановитесь ненадолго, подождите собаку. Конечно, если я отпускаю свою собаку свободно побегать на 2 часа в лес, а потом по дороге домой она все еще хочет нюхать, останавливаясь у каждого куста, я могу сказать ей «Нет!» и показать, что нам надо идти дальше, ведь запахов очень много, и собака может нюхать действительно очень долго. Самое главное, о чем я забочусь, чтобы у собаки установилось равновесие, чтобы она насыщалась запахами. Тогда, в какой-то конкретный момент или в определенной ситуации, когда у меня мало времени, я всегда могу сказать ей «Нет!».

               

           Идя с собакой по городу, обращайте внимание на то, что собака со своим тончайшим обонянием очень негативно реагирует на городские запахи, например, на смрад автомобильных выхлопов. Поэтому в обстановке города не требуйте от нее беспрекословного послушания. Я стараюсь вообще избегать прогулок вдоль шоссе.

            
            

           Следите за запахом, исходящим от вашей собаки! 

         

              

    Поскольку стресс и плохое питание меняют химию организма, можно с уверенностью сказать, что если от собаки исходит несвежий запах, вам надо сменить питание или найти причину стресса.

                          

               
              

          Слух 

           
               

   У собак, как известно, тончайший слух. Мало того: собаки, как и другие животные, определенным образом интерпретируют звуки определенной высоты и силы. Поэтому растянутые, высокие звуки, произнесенные «светлым» тоном, для них обозначают радость, похвалу. Низкие, короткие звуки, наоборот, означают недовольство, агрессию, 

являются как бы тормозом для действий собаки. Часто повторяющиеся звуки среднего тембра стимулируют собаку, ускоряют ее действия. Писк и визг раздражают собак. Поэтому говорить с собакой надо радостным тоном. Такой тон может служить похвалой в любой ситуации, в то время как низкий тон может являться выражением вашего недовольства. Например, если я хочу, чтобы собака перестала гоняться за мухой, я говорю ей низко и коротко: «ДУ-СЯ!». При этом я частыми хлопками по ноге подзываю ее к себе и прошу сесть. То же самое я делаю, когда мне нужно отвлечь ее от попыток залезть на диван (прерывание низким голосом + просьба выполнить альтернативное действие).

                    
               

             
         
         

      Однажды ко мне за советом обратилась владелица слепой собаки с просьбой научить ее наладить контакт со своей собакой. Поняв принцип варьирования голоса, хозяйка очень скоро научилась обращаться к собаке так, чтобы та понимала, как ей нужно себя вести. Ее шепот в комбинации с командой «сидеть» успокаивал собаку, когда она возбуждалась. Мало того, голосом ей удалось поддерживать собаку в трудной ситуации, которую животное считало опасной! Так собака смогла научиться преодолевать препятствие – спускаться с лестницы.

               

        Собакам важно, чтобы с ними разговаривали! Это может быть редкий, но спокойный монолог хозяина или простое объяснение собаке какой-то ситуации. Но ни в коем случае не речь, похожая на бесконечную пулеметную очередь, и не визг на пятой октаве! Средний тембр, спокойный, мягкий говор. Собака станет внимательно прислушиваться к вашим словам, поскольку поймет, что вы общаетесь именно с ней, а потому дня нее будет важно понять, что вы говорите.

               

           Собаки не любят громкую музыку, ведь они слышат ее в тысячи раз громче и отчетливее, чем мы – учтите это, включая дома магнитофон! Дайте собаке возможность уединиться, если ее раздражают шумы от ваших гостей или ваша музыка.

               

       Собаке крайне неприятны городские шумы – не ходите с ней гулять на шоссе, а если вы оказались на шоссе, не требуйте беспрекословного послушания, ведь в такой обстановке нервная система собаки перегружена, вероятно, даже напряжена до предела, собаке может стать страшно, и ей будет трудно еще и внимать вам, выполнять ваши команды.

               

           Громовой, грубый, энергичный голос хозяина может испугать собаку и затормозить ее действия. Но почему-то многие как раз считают, что так и надо разговаривать с собакой! Остается только надеяться, что и владельцы собак, и тренеры выучат, наконец, основные сведения о собаках и поймут, что «общаясь» с собакой таким тоном, особенно во время тренировки, они сами закладывают камень преткновения, о который разбивают себе лбы, пеняя на так называемое «непослушание собаки» и говоря о «необходимости наказания».

               

               
              

          Зрение 

 
 
 
                   
                

          Для собак, как и для людей, важно разнообразие зрительных впечатлений. Выводите ее в лес, в поле. Пусть она видит природу, других собак и животных, а не только город и домашние стены. Ученые доказали, что благодаря идентичной с человеком структуре мозга собака реагирует на световые волны точно так же, как и человек. Именно поэтому терапия цветом для собак используется с тем же успехом, что и для людей.

              
         
          

Глаз собак устроен иначе, чем человеческий. Собаки не видят предметы, находящиеся на большом расстоянии. На таком расстоянии они лучше видят движение. Поэтому, подзывая собаку, удалившуюся от вас на десятки метров, необходимо двигаться. В темноте собаки могут плохо различать предметы и друг друга. Поэтому в темное время суток, завидев в отдалении даже знакомого пса, ваша собака, возможно, станет настороженной и агрессивной, пока пес не приблизится, и она не узнает его. Я много раз замечала, что в темноте, при свете фонарей, собаки показывают друг другу более сильные, более заметные сигналы примирения, чем на свету. Например, вместо облизываний и поворотов головы, собака может лечь в ожидании приближения сородича. Хозяева должны учитывать эти особенности реакций собак в темноте и не ругать их за внезапную задержку или раздражение.

                         
              

         Вкус 

                       
                

            Собаке необходимо давать разнообразную пищу, с разными вкусами, причем эти вкусы должны быть натуральными, а не искусственными. Точно так же как вы сами не смогли бы всю жизнь или даже несколько дней кряду есть одну и ту же пищу. Однообразное питание, а особенно питание консервами или сухим кормом является причиной серьезных нарушений системы пищеварения, а также психических расстройств животного.

                   


 Собака и дети

               

          Во многих источниках о контактах собак и детей подчеркивается, что детей нельзя оставлять наедине с собаками. Однако есть немало родителей, которые считают, что как раз их собака настолько терпелива, миролюбива и настолько любит ребенка, что позволяет ему делать с собой все что угодно: тянуть за уши и хвост, толкать, щепать, дразнить, мешать свободно передвигаться, произвольно волочить за ошейник и на поводке, не давать спать или будить во время сна, отбирать игрушки и пищу, сидеть на подстилке и т.д. При этом родители имеют ввиду не только добродушие собаки, но и тот факт, что статус человеческого ребенка значительно выше статуса собаки и, следовательно, ребенок может поступать с собакой так как ему хочется: «Не ограничивать же свободу ребенка в угоду собаке!» Однако нередко между ребенком и собакой происходит нечто, какой-то конфликт, в результате которого собака физически травматизирует ребенка или как минимум приводит ее в состояние шока. Узнав о конфликте, родители как правило наказывают собаку или в приступе паники избавляются от нее. Неприятный случай описывается как «внезапное нападение собаки».

               

           Любая собака использует целый ряд сигналов, которыми она выражает свое отношение к окружающему миру.

               

           Считать, что собака настолько терпелива, что позволяет ребенку безнаказно делать с ней все, что угодно – это безумная обывательская глупость! Как любое живое существо, собака воспринимает приставания ребенка как стресс. Реакция на этот стресс (порог чувствительности) зависит от индивидуальной способности животного компенсировать стресс, а также в зависимости от его индивидуального состояния на данный момент (его возраста, состояния здоровья, стрессовой нагрузки предшествующих дней, врожденной чувствительности и т.д.). Например, более восприимчивые, раздраженные, нервные, пожилые и больные собаки сильнее реагируют на стресс, чем молодые, здоровые животные с устойчивой психикой.

               

           Если собаке что-то не нравится в контакте с ребенком, она, возможно, некоторое время не показывает виду (терпит). В какой-то момент она может просто захотеть удалиться. Если ей этого не позволить, она начинает мягко и воистину учтиво просить ребенка оставить ее в покое, показывая легкие предупреждающие сигналы. К таким сигналам относятся сигналы примирения, например, собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться (такое замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком»). Если ребенок на эти сигналы не реагирует, собака может начать тихо рычать. Если же ребенок проигнорирует и этот сигнал, собака начинает рычать более громно, далее ее поведение становится все более агрессивным и переходит в нападение (которое, как я уже говорила, даже после стольких предупреждений почему-то считают «внезапным», а сама собака объявляется «ненадежной и агрессивной»).

               

           Тут важно отметить одно обстоятельство: если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения!!!, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить хозяевам свое недовольство, то есть реально предупредить. Если же хозяева обращаются с собакой грубо и не обращают внимание на ее настроения, пока она не стала по-настоящему агрессивной, то собака приучается реагировать на любое неприятное событие сразу резкими агрессивными выпадами. Согласитесь, что при общении с ребенком такая собака может стать реальной опасностью.

               

           Необходимо также отметить, что собака не всегда положительно воспринимает поведение ребенка. Собак приводит в сильный стресс визг, крики и плач детей, резкие движения, общий шум, создаваемый детьми и их игрушками. Их раздражает, если ребенок быстро пробегает мимо собаки. По природе своей собаки не любят хаотических прикосновений к их телу. Они не любят, когда их крепко обнимают, хватают на морду, поднимают на руки, гладят или хлопают по голове или просто опускают руку на голову сверху. Мало кто знает о том, что все эти действия собаки способны просто потерпеть, если их специально к этому приучить. Вежливые, уравновешанные собаки реагируют на эти действия сигналами примирения или стараются уклониться, а более чувствительные и нервные собаки сразу агрессивно набрасываются.

               

           Родители должны следить за тем, чтобы ребенок и собака не пользовались одними и теми же «ресурсами» - игрушками, мисками, лежанками и т.д. То есть, чтобы ребенок не отбирал у собаки ее вещи и пищу, но и собака знала, что вещи ребенка нельзя трогать.

               

Не все собаки одинаковые, то есть не любая собака будет нервничать по поводу поведения ребенка. Важно только, чтобы родители просто знали о том, что такое естественное поведение ребенка может стать причиной конфликтов между ребенком и собакой. Поэтому родители должны постоянно объяснять ребенку поведение собаки или давать собаке возможность при необходимости просто удалиться. Если собака устала от общения с ребенком (это видно из сигналов примирения, которые она подает), необходимо немедленно прекратить игру с собакой и удалиться от нее.

               

       Согласитесь, что до определенного возраста (примерно до 10 – 12 лет) ребенок не способен не только отличить сигналы, которые подает собака, но и просто понять состояние собаки, исходя из собственного опыта. Именно поэтому родители должны сами постоянно наблюдать за тем, как и сколько играет ребенок с собакой, какие сигналы подает собака. Это и есть смысл совета специалистов, которые настаивают на том, чтобы маленький ребенок никогда не оставался наедине с собакой, без присмотра родителей.

               

На первый взгляд может показаться, что при таком большом количестве правил очень трудно наладить отношения собаки и ребенка. Но это не совсем так. Во-первых, она воспринимает ребенка как члена своей семьи, как неотъемлемую ее часть. Во-вторых, хорошо интегрированная в семью собака сама стремится к миру с ребенком, точно также как она стремится к мирным отношениям с другими членами семьи и со своими сородичами. Для этого она старается избегать конфликтов, либо пытаясь физически выйти из неприятных ситуаций, либо показать свое отрицательное отношение к происходящему сигналами примирения. Задача родителей заключается только в том, чтобы не испортить этот естественный механизм. Например, если при появлении в семье ребенка родители отобрали у собаки ее привычное место, прекратили выводить ее на привычные длительные прогулки или еще каким-то образом серьезно нарушили ее распорядок дня, прекратили уделять ей внимание и т.д., собака может почувствовать в ребенке причину своих неприятностей.

               

      Лучше всего к ребенку отнесется уравновешанная, спокойная собака, у которой налажен хороший, основанный на доверии контакт со всеми членами семьи, собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни. Любое событие тогда станет частью ее жизни, в том числе и появление ребенка. Так, например, мои собаки спокойно принимали всех, кого я приводила в дом.

               

      Моя собственная дочь росла в доме с несколькими собаками. Причем только одна из них была нашей собственной, а все остальные жили у нас временно, ожидая новых хозяев. Поначалу малышка старалась приставать к собакам. Но я очень внимательно следила за ней и отгораживала от собак всякий раз, когда чувствовала, что собакам общение не нравится или если они уставали от игр. Первое время мне прходилось часто вмешиваться в отношения ребенка и собаки. Но постепенно я заметила, что моя подрастающая дочка начинает копировать мое обращение с собаками. Она начала говорить с ними тем же спокойным тоном, стараться давать им поесть, гладила их теми же неторопливыми движениями и т.д. Однажды к нам привезли найденную на улице собаку. И моя дочка (ей было тогда 5 -6 лет) принесла свою тарелочку из детского пластмассового сервиза и подарила собачке: «Пусть Неля берет – у нее ведь ничего нет!» Так как Неля была очень маленькой, девочка сделала ей постельку в своей кукольной кроватке, с одеялом, матрасом и подушечкой, в которой собака охотно спала. Это трепетное отношение к животным сохранилось у нее и в дальнейшем. Например, она сделала под книжной полкой комнатку для кота – с постелькой, занавесками из платков и надписью над входом: «Кот». Сейчас, когда Вике уже 13 лет, я замечаю, что отношения с животными сильно повлияли на ее поведение и на ее жизненную философию, а также на отношения с другими людьми.


Возврат к списку